Федеральный государственный образовательный стандарт дошкольного образования.
Актуальность создания проекта научно-методического сопровождения введения федерального государственного стандарта дошкольного образования (ФГОС ДО) в Курганской области определяется необходимостью подготовки дошкольных образовательных организаций (далее - ДОО) к принятию стратегических целей современного образования, освоения новых форм, технологий управления и организации образовательной деятельности.
ФГОС ДО определяет ряд требований, которые направлены на нормативно-правовое, методическое и аналитическое, организационное, кадровое, финансово-экономическое, информационное обеспечение.
Цель проекта: сформировать систему научно-методического, нормативно-правового и информационного сопровождения процесса качественной реализации ФГОС ДО.
Задачи проекта.
1. Сформировать банк нормативно-правовой документации, регулирующей реализацию ФГОС ДО.
2. Создать проекты образовательных программ в контексте ФГОС ДО.
3. Разработать и апробировать модель организации развивающей предметно-пространственной среды (далее – РППС) в дошкольной образовательной группе с приоритетом познавательного развития (развитие технического творчества).
4. Способствовать созданию единой информационно-образовательной системы ДОО для доступа к информации для субъектов образовательных отношений.
5. Организовать сетевое взаимодействие ДОО по проблемам введения и реализации ФГОС ДО.
6. Обеспечить реализацию мероприятий, направленных на диссеминацию опыта внедрения ФГОС ДО.
Планируемые результаты проекта:
1. Приведена в соответствие с требованиями ФГОС ДО нормативно-правовая база ДОО, образовательные программы дошкольного образования, РППС в ДОО.
4. Создана единая информационно-образовательная система ДОО.
5. Организовано сетевое взаимодействие ДОО в региональной системе образования по нормативно-правовому обеспечению, реализации образовательной программы дошкольного образования и построению РППС.
Направления:
- Разработка нормативно-правовой базы обеспечения введения ФГОС ДО.
- Разработка образовательной программы дошкольного образования на основе ФГОС ДО.
- Организация развивающей предметно-пространственной среды в ДОО в соответствии с требованиями ФГОС ДО.
Сроки реализации проекта: февраль 2015 г.- сентябрь 2019 г..
Этапы реализации проекта
1. Организационно-проектировочный (февраль 2015 г. – сентябрь 2019 г.):
- разработка сетевого инновационного проекта, определение направлений деятельности и участников проекта;
- научное консультирование участников проекта по вопросам создания институциональных программ инновационной деятельности;
- разработка нормативного и методического обеспечения реализации проекта;
- организация повышения квалификации педагогических работников ДОО – участников проекта;
- разработка управленческих и образовательных продуктов, обеспечивающих реализацию ФГОС ДО на инновационных площадках.
- Практический (внедренческий) этап (октябрь 2015 г. – сентябрь 2016 г.):
- научное консультирование участников проекта по вопросам реализации инновационных проектов;
- организация и проведение научно-методических мероприятий;
- формирование электронного банка практических материалов;
- мониторинг промежуточных результатов реализации проекта;
- информационное сопровождение деятельности инновационных площадок;
- совершенствование механизмов управления сетевым проектом.
- Обобщающий этап (сентябрь 2019 г. – сентябрь 2020 г.).:
- анализ эффективности реализации проекта;
- обобщение и социализация опыта введения ФГОС ДО;
- пополнение электронного банка практических материалов.
Планируемые мероприятия и ожидаемые результаты
|
Разработка нормативно-правовой базы обеспечения введения ФГОС ДО
(ответственные – Ерзикова А.В., Ячменев В.Д., Степанова Н.В., Зайцева М.Л.) |
Разработка образовательной программы дошкольного образования в контексте ФГОС ДО (ответственные - Должикова Р.А., Зайцева М.Л.) |
Организация развивающей предметно-пространственной среды в дошкольной организации в соответствии с требованиями ФГОС ДО (ответственные – Каширин Д.А., Бахтина Т.Г.) |
||
|
2015 год |
||||
|
Региональный уровень |
||||
|
Научно-методические мероприятия |
||||
1. |
ПДС «Современные подходы к управлению образовательной организацией в условиях введения ФГОС ДО» (в течение года) |
||||
2. |
Семинар-практикум «Правовые и психологические основы управления образовательной организацией» Степанова Н.В. (сентябрь - октябрь) |
Семинар-практикум «Основные требования к разработке образовательной программы дошкольного образования» (январь) |
Семинар-практикум «Конструктор «Полидрон» как эффективное средство развития детей дошкольного возраста в условиях введения ФГОС ДО» |
||
3. |
Семинар-практикум «Программа развития дошкольной образовательной организации» (октябрь) |
Вебинар «Особенности проектирования образовательной программы ДО в условиях введения ФГОС ДО детского сада» (март) |
Семинар-практикум «Использование технологии «Построй свою историю» (с конструктором ЛЕГО) в речевом развитии детей дошкольного возраста» |
||
4. |
Круглый стол «Эффективный контракт: нормативные основы, особенности его использования в ДОО» Ерзикова А.В. (март)
|
Семинар-практикум «Организация методической работы с педагогами дошкольных групп в условиях внедрения ФГОС ДО» (ноябрь) |
Семинар-практикум «Методика работы с развивающими пособиями в работе с детьми дошкольного возраста (палочки Кюизенера, блоки Дьенеша, пособия Никитина)» |
||
5. |
Семинар-практикум «Составление договора о сетевой форме реализации образовательной программы дошкольного образования» Ячменев В.Д. (май) |
Семинар-практикум «Построение современной модели методической работы в дошкольной образовательной организации» (сентябрь) |
Семинар-практикум «Использование технологии «Сказочные лабиринты игры» В.В. Воскобовича» |
||
6. |
|
Презентация деятельности инновационных площадок на странице Интернет-сообщества педагогов дошкольных учреждений Курганской области по теме «Разработка образовательной программы ДО на основе ФГОС ДО» |
Презентация опыта работы педагогов на странице Интернет-сообщества педагогов дошкольных учреждений Курганской области «Копилка педагогических идей» |
||
7. |
Освещение промежуточных итогов работы площадок за 2015 год на заседаниях ПДС «Современные подходы к управлению образовательной организацией в условиях введения ФГОС ДО» (ноябрь) |
Освещение промежуточных итогов работы площадок за 2015 год на заседаниях «Школы молодого воспитателя» и «Сетевой школы методиста» (ноябрь) |
|||
8. |
Организация форума на странице Интернет-сообщества педагогов дошкольных учреждений Курганской области по теме «Актуальные вопросы введения ФГОС ДО» |
||||
|
Ожидаемый результат |
||||
|
Система научно-методической поддержки образовательных организаций в условиях введения ФГОС дошкольного образования |
||||
|
Ожидаемые образовательные продукты |
||||
1. |
Примерные варианты локальных актов по обеспечению деятельности ДОУ в период введения ФГОС ДО (ноябрь) Ячменев В.Д., Ерзикова А.В, Степанова Н.В., Вострякова О.В.
|
Методические рекомендации «Основные требования к разработке образовательной программы дошкольного образования» (май) |
Методические рекомендации по организации предметно-пространственной среды с учетом введения ФГОС ДО (сентябрь) |
||
2. |
Программа развития ДОУ (сентябрь) |
|
Методические рекомендации для воспитателей дошкольных образовательных организаций «Формирование элементарных математических представлений детей дошкольного возраста в процессе игровой деятельности» (4 квартал) |
||
|
Межмуниципальный и муниципальный уровень
|
||||
|
Организационно-методические мероприятия
|
||||
1 |
Круглый стол участников проекта «Актуальные вопросы процесса разработки нормативно-правовой базы обеспечения введения ФГОС ДО» |
ПДС «Разработка образовательной программы дошкольного образования» |
ПДС «Использование развивающих игр и пособий в работе с детьми дошкольного возраста» |
||
2 |
Организация сетевого взаимодействия образовательных организаций |
||||
3 |
Организация работы творческих групп по проблемам |
||||
4 |
Презентация опыта работы участников сетевого проекта |
||||
|
Ожидаемый результат
|
||||
|
Система научно-методической поддержки образовательных организаций в условиях введения ФГОС дошкольного образования |
||||
|
Ожидаемые управленческие и образовательные продукты
|
||||
1 |
Примерные варианты локальных актов по обеспечению деятельности ДОУ в период введения ФГОС ДО |
Проекты образовательных программ дошкольного образования |
Сборник «Из опыта работы: организация предметно-пространственной среды» |
||
|
|
|
|
||
|
Институциональный уровень
|
||||
|
Организационно-методические мероприятия
|
||||
1 |
Организация работы по разработке локальных актов для введения ФГОС дошкольного образования |
Организация работы творческой группы по разработке образовательной программы дошкольного образования |
Организация работы творческой группы модернизации предметно-пространственной среды в дошкольной образовательной организации |
||
2 |
Организация сетевого взаимодействия для качественного введения ФГОС ДО |
Организация психологических тренингов
|
Организация мастер-классов и семинаров-практикумов по проблеме |
||
3 |
|
Организация непрерывного повышения квалификации педагогических работников: создание условий для прохождения педагогами курсов повышения квалификации по вопросам введения ФГОС ДО; создание системы внутреннего обучения по проблемам введения ФГОС ДО. |
|||
|
Ожидаемые результаты
|
||||
1 |
Система психолого-педагогической поддержки участников образовательного процесса в условиях введения ФГОС ДО |
||||
2 |
Система нормативно-правового сопровождения введения ФГОС ДО |
Система методической поддержки педагогических работников в условиях введения ФГОС ДО |
|||
|
Ожидаемые образовательные продукты
|
||||
|
Пакет локальных нормативно-правовых актов, обеспечивающих реализацию ФГОС ДО |
Проект образовательной программы дошкольного образования |
Организация предметно-пространственной среды с учетом ФГОС ДО |
||