Планирование - это заблаговременное определение последовательности достижения поставленной цели с указанием необходимых условий, используемых средств, форм и методов работы.
Цель планирования - построение благоприятной социальной ситуации развития ребенка.
Задачи планирования
- Обеспечение целостности образовательного процесса.
- Обеспечение движения и развития образовательного процесса во времени: усложнение содержания, форм и методов работы с детьми.
- Обеспечение индивидуализации ОП.
Принципы планирования
- перспективность – ориентировка на перспективы развития детей в детей в соответствии с их возрастными и индивидуальными возможностями;
- преемственность – определение условий дальнейшего развития детей с учетом уже достигнутого уровня;
- конкретность- преобразование общих задач в частные и определение способов их решения в конкретных условиях жизни детей;
- вариативность – наличие индивидуальных маршрутов развития, возможность внесения объективных корректив, отражающих интересы и потребности участников образовательных отношений;
- системность
- установление внутреннего единства, гармонии всех частей педагогического процесса;
- интеграция образовательных областей - основные задачи содержания дошкольного образования каждой образовательной области должны решаться и в ходе реализации других областей Программы;
- комплексно-тематическое планирование.
Планирование образовательной ситуации
Конспект непосредственной образовательной деятельности
при оформлении отдельным документом:
- Название НОД, тема, возрастная группа: Конспект НОД «…» по теме «…» в …группе.
- Вид деятельности.
- Форма деятельности (групповая, подгрупповая)
- Образовательные области.
- Задачи: (обучающие, развивающие, воспитывающие).
- Оборудование (Д.М., Р.М., ТСО)
- Ход НОД (организация деятельности):
- этапы (форма, название).
Требование к структуре непосредственно образовательной деятельности
с позиции личностно - деятельностного подхода
1 этап: мотивация, целеполагание;
2 этап: достижение поставленных целей;
3 этап: оценка результатов деятельности.
с позиции возрастных особенностей детей дошкольного возраста
- длительность организационной формы (неустойчивость внимания),
- приоритет игровых форм (ведущий вид деятельности),
- динамичные (подвижные) дидактические игры (высокая потребность организма в двигательной активности),
- большой объем наглядности (наглядно – образное мышление),
- обращение к эмоциям и чувствам, использование произведений различных видов искусства, артистизм педагога (преобладает эмоционально- чувственное восприятие);
с позиции охраны и укрепления здоровья детей, формирования привычки ЗОЖ
- чередование умственной и двигательной нагрузки,
- релаксационные упражнения,
- гимнастика для глаз, пальцев,
- физкультминутка.
Планирование – это творческий и трудоёмкий процесс, но надо помнить, что эффективность образовательного процесса в ДОУ во многом зависит от качества его планирования.