Непременным условием всестороннего развития ребенка является его общение с взрослыми и сверстниками, а устная речь – это основное средство такого общения. Только с помощью языка взрослый может передать ребенку опыт, накопленный человечеством, знания, умения и культуру, носителем которой он является. Именно поэтому, одной из главных задач работы с дошкольниками является развитие речи, речевого общения.
Дошкольное детство – это возраст игры. Дети в игре не только познают мир, но и выражают к нему свое отношение. Всегда ли мы, взрослые, внимательно и серьезно относимся к детской игре? Можем ли «на равных» играть с ребенком, особенно имеющим отклонения в развитии, выбираем ли для него наиболее интересную и полезную игрушку? Можем ли сделать так, чтобы игра стала действительно развивающим, воспитывающим и корригирующим средством?
У детей с нарушениями речи, даже обучаемых специально, отмечается более позднее появление речевой активности. Речь аграмматична, недостаточно фонетически оформлена. Неполноценная речевая деятельность накладывает отпечаток на формирование сенсорной, интеллектуальной, познавательной и эмоционально-волевой сфер ребенка. Отмечается недостаточная устойчивость внимания. Сложные инструкции по выполнению заданий, элементы и последовательность их выполнения такие дети воспринимают с большим трудом или забывают. Речь детей не всегда в должной степени обеспечивает коммуникативную функцию, а в ряде случаев без целенаправленного педагогического воздействия не становится достаточно полноценным регулятором поведения. Из-за особенностей словесно-логического мышления дети не могут самостоятельно овладеть навыками анализа и синтеза, сравнения и обобщения. У детей отмечается отставание в развитии двигательной сферы, выраженное в нарушении координации, снижении скорости и ловкости движений, а также недоразвитие мелкой моторики.
Лего-педагогика - новейшее направление в современном образовательно-коррекционном процессе. Отечественные логопеды и зарубежные педагоги отмечают, что использование в работе с детьми наборов лего позволяет за более короткое время достичь устойчивых положительных результатов в коррекции, психокоррекции, обучении и воспитании.
Лего - технология заслуженно названа инновационной, т. к. является многофункциональной, имеет такие технические характеристики как безопасность, прочность, привлекательность. Лего - конструирование направлено на повышение чувства психологического успеха, что доказывает психотерапевтическую значимость данного вида конструктивно-игровой деятельности. Важно уметь использовать игровые приемы лего на коррекционных занятиях, так как работа с этим конструктором значительно повышает мотивацию у детей, учит созидать, активизирует речь, развивает оптико-моторную координацию.
Лего - конструирование – это вид моделирующей творческо-продуктивной деятельности. С его помощью трудные учебные задачи можно решить посредством увлекательной созидательной игры, в которой не будет проигравших, так как каждый ребенок и педагог могут с ней справиться.
Включая в занятия элементы игры с лего, образовательный процесс становится более насыщенным, интересным, разнообразным. Манипулируя с деталями лего, дети учатся творчеству, созиданию. Благодаря данной игре у дошкольников формируются коммуникативные способности, ведь каждая постройка – это своя история, которую ребёнок создаёт сам. В каждом ребенке игра с лего развивает уверенность в своих силах, учит доводить начатое дело до нужного результата и, главное, ребенок всегда наглядно получает продукт своего труда.
Применение дидактических упражнений с использованием лего-элементов достаточно эффективно при проведении занятий по подготовке к обучению грамоте, коррекции звукопроизношения, ознакомлению с окружающим миром. Примерные виды упражнений:
- конструирование игровых моделей положения языка при выполнении артикуляционной гимнастики («лопаточка», «чашечка», «грибок», «горка», «качели»);
- конструирование определенной буквы, при ее изучении, при автоматизации соответствующего звука;
- конструирование игрушек для игр-звукоподражаний (Л-кораблик, Р - машинка, Ш- змейки, Г-гуси, К- пистолетик, Т- молоток) ;
- дифференциация звуков по твердости-мягкости (конструирование домиков для синего и зеленого человечков, для раскладывания перед ними картинок) ;
- при помощи лего - конструктора можно моделировать звуки, слоги и схемы слов при формировании звукового анализа и синтеза;
- составление схемы предложения в виде паровозика с длинными и короткими вагончиками;
- отрабатывая лексические темы, можно предложить детям сконструировать фигурки предложенных предметов (мебель, транспорт) или живых существ. Объемные изображения активизируют фразовую речь, способствуют вербальному творчеству;
- составление рассказов по созданной постройке.
В процессе работы с конструктором лего, кроме усвоения учебного материала, решаются задачи ознакомления с сенсорными эталонами, обучения способам их использования, развития внимания, речи, мышления, наблюдательности, зрительной памяти мелкой моторики. Формируется взаимодействие анализаторов в процессе познания окружающего мира.
М.М.Сапильникова |