«С мячом играем, речь развиваем»
Мяч не просто спортивный снаряд, развивающий ловкость, меткость, координацию, это еще и прекрасный помощник для развития речи ребенка. Игры с мячом отвлекают внимание от речевого дефекта и побуждают к общению. Они освобождают детей от утомительной, неестественной для их возраста неподвижности. Они развивают общую и мелкую моторику, умение ориентироваться в пространстве, регулируют силу и точность движения, развивают глазомер, силу, ловкость, быстроту реакции. Все это способствует лучшему функционированию речевых органов и оказывает положительное влияние на выработку у детей речевых навыков.
Игры с мячом, способствующие развитию речи ребенка.
«Мяч бросай и скорее называй»
Ход игры: Взрослый называет обобщающее понятие и бросает мяч ребенку. Ребенок, возвращая мяч взрослому, должен назвать относящиеся к этому обобщающему понятию предметы.
Взрослый: Овощи
Ребенок: капуста, морковь, лук, огурец, помидор…
«Слог да слог — и будет слово, мы в игру сыграем снова»
Ход игры: взрослый поочередно бросает мяч и произносит первую часть слова. Дети ловят мяч и бросают обратно, называя целое слово. Можно перебрасывать мяч об пол.
«Я знаю пятьимен …»
Ход игры: ребенок, подбрасывая или ударяя мячом об пол, произносит: "Я знаю 3 (5) имени/ имен мальчиков: …" (девочек, названий цветов, животных, посуды, одежды…)
Можно использовать следующие виды движений:
- бросание мяча об пол одной или двумя руками и ловля двумя руками;
- бросание мяча вверх двумя руками и ловля двумя руками;
- отбивание мяча правой и левой рукой на месте.
«Животные и детеныши»
Ход игры: взрослый бросает мяч и называет животное, ребенок возвращает мяч и называет детеныша.
«Кто как разговаривает»
Ход игры: взрослый бросает мяч и называет животное, ребенок возвращает мяч и называет, как это животное подает голос (лает, ржет, мычит и т.д.)
Можно сделать наоборот: Взрослый: «Кто мычит? Кто лает? Кто кукует?…»
«Третий лишний»
Ход игры: Взрослый, отбивая мяч от пола, называет три слова: два из них входят в одно понятие, третье слово — лишнее (медведь, белка, корова), и перебрасывает мяч ребенку. Ребенок, возвращает мяч, называя "лишнее" слово.
"Мяч поймаем — раз! Поймаем два — и распутаем слова!"
Ход игры: бросая мяч детям, взрослый произносит слова, а дети, возвращая мяч, повторяют их.
Тарелка, пещера, комната, посуда, витрина и т. д.
Затем взрослый запутывает слова, переставляя слоги. А дети должны их распутать.
Взрослый: Релтака, Щепера, Накомта, Супода ,Тривина.
Дети: Тарелка, пещера, комната, витрина.
Учитель-логопед: Сапильникова М.М. |