Они надеются, что наличие у малыша предпосылок музыкального развития само по себе обеспечивает ему любовь к музыке. Мнение это ошибочно. Не случайно композитор Д.Д.Шостакович говорил, что любителями и знатоками музыки не рождаются, а становятся. Поэтому любого ребенка необходимо учить слушать музыку.Первый опыт такой деятельности малыш получает в семье, слушая диски с классической музыкой или пение взрослых. В какой форме может быть выражено совместное восприятие музыки?
Оно и в пении ребенка для вас, и в участии малыша в вашем танце, и разумеется, в совместном слушании музыки. В процессе совместного восприятия у ребенка возникает желание поделится своими чувствами со взрослыми, потребность в общей, сходной с родительской оценке услышанного. А это очень важно и для установления духовного контакта между ребенком и взрослым, и для начального этапа обучения слушания музыки.
Итак, вы решили привлечь своего ребенка к совместному восприятию музыки. Но как это сделать? С чего начать?
Если вы хотите научить ребенка слушать музыку, постарайтесь вначале самостоятельно прочувствовать, понять то произведение, которое подобрали для малыша.
Всем известно, что в отличие от такой области знаний, как литература, музыка не рассказывает, а передает настроение и мысли композитора, адресуясь прежде всего к чувствам слушателя. Поэтому для начала лучше выбрать небольшое произведение с хорошо выраженным характером, настроением, с ясной мелодией (например: пьеса из "Детского альбома" П.И.Чайковского "Новая кукла", "Болезнь куклы", отрывок из музыки к балету "Щелкунчик", "Лебединое озеро", "Спящая красавица").
После окончания музыки завяжите беседу с ребенком. Обсуждая услышанный музыкальный отрывок, не стремитесь вооружить ребенка только сведениями о жизни композитора. Но главное добиться, чтобы предложенное произведение нашло у ребенка эмоциональный отклик.
Известный ученый в области музыкального воспитания дошкольников Н.А.Ветлугина, например, считает, что эмоциональное сопереживание произведения благоприятно влияетна музыкальное развитие ребенка. Очень интересны также проявления музыкальности у дошкольников, слушающих музыку вместе со сверстниками. У них возрастает эмоциональная отзывчивость: ребята стремятся как можно ярче передать товарищу своивпечатления от музыки, выразить их в двигательной активности. Движения помогают ему "петь" музыку, хотя бы и не голосом, а руками, ногами, всем телом – как ребенку удобно. Присутствие сверстника делает детей более инициативными и раскованными. Стремление же к максимальной выразительности использования музыки – одно из важнейших условий успешного музыкального развития ребенка.
Приобретите в магазине диски с музыкальными произведениями, песнями, книгу А.Кленова "Там где музыка живет", в которой увлекательно даны формы беседы-игры, где предлагается ребенку оригинальные и творческие задания: прослушать музыку, выразить свое впечатление в слове, движении, рисунке, пофантазировать, ответить на вопросы в связи с прозвучавшей музыкой.
Увлекательный разговор о музыке убеждает ребенка, что музыка – это большая, прекрасная и важная часть его жизни, в которой "живет человек, выражает свои чувства, переживания, мысли, отношение к людям".
Совершенно справедливо В.Сухомлинский утверждал, что "детство невозможно без музыки, как невозможно без игры, без сказки.
Березина И.В. музыкальный руководитель |