Этапы реализации проекта
Цели этапа
|
Содержание
|
Вводный (Сентябрь)
|
Изучение методической литературы по теме проекта с привлечением родителей.
Разработка методического материала по проекту.
|
- Обследование уровня речевого развития детей.
- Анкетирование родителей «Читая, учим говорить?»
- Ознакомление с литературой по теме «Воспитание у детей младшего дошкольного возраста правильного произношения», «Роль театрализованной деятельности в развитии речи дошкольников».
- Создание предметно-развивающей среды в группе.
- Изготовление атрибутов к театрализованной деятельности с детьми и родителями.
- Сбор материала (набор картин «Русские народные сказки», видиотека с русскими народными сказками, сборники произведений с малыми фольклорными формами, музыкальных песен, атрибуты для театрализованной деятельности, и др.)
- Подготовка консультаций для родителей «Роль книги в жизни ребенка», «Что читать детям раннего дошкольного возраста. Роль чтения в семье»; и педагогов «Роль театрализованной деятельности в развитии речи детей младшего дошкольного возраста», «Сказка глазами детей и педагогов».
- Подготовка презентаций народных потешек, русских сказок.
|
Основной (Октябрь. Ноябрь. Декабрь. Январь)
|
Накопление представлений по теме
Продолжать знакомство с русскими сказками и их героями.
Распределение поисковых заданий по проекту с привлечением родителей:
- привлечение к активному участию в праздниках и развлечениях,
- настольный театр к сказке своими руками.
Раскрыть значимость фольклора в развитии речи детей для педагогов.
|
Работа с детьми
|
Работа с родителями
|
Работа с педагогами
|
Октябрь
|
Чтение сказок «Репка», «Колобок».
Рассматривание иллюстраций к сказкам.
Показ настольного, театра «Репка».
Ознакомление с художественной литературой: «Репка».
НОД по развитию речи: «Наша дружная семья» по мотивам русской народной сказки «Репка»).
Дидактические, хороводные, пальчиковые игры.
|
Выступление на родительском собрании «Что читать детям раннего дошкольного возраста. Роль чтения в семье».
Буклет «Что читать детям раннего дошкольного возраста. Роль чтения в семье».
|
Выступление на педагогическом совете по теме: «Роль театрализованной деятельности в развитии речи дошкольников».
|
Организация выставки «Моя любимая сказка».
|
|
Ноябрь
|
Показ кукольного театра «Колобок».
НОД по развитию речи: «Колобок» (игра-инсценировка), «Путешествуем с Колобком».
Театрализованная деятельность: «Путешествие по сказкам к бабушке в деревню», Игра-инсценировка: «Мой мишка».
Дидактические, хороводные, пальчиковые игры.
|
Консультация «Домашний кукольный театр».
|
|
Самодельный театр «В гостях у сказки»
|
|
|
Выступление на медико-психолого-педагогическом совещание
по раннему возрасту «Фольклорные и театральные игры в работе с детьми раннего дошкольного возраста как залог благополучной адаптации»
|
Декабрь
|
Чтение сказок «Теремок», «Варежка», «Курочка Ряба».
Рассматривание иллюстраций к сказкам.
Показ настольного, пальчикового театра «Теремок», настольных «Варежка», «Курочка Ряба».
Ознакомление с художественной литературой: «Сказочный сундучок».
НОД по развитию речи: «Кто как кричит?», «В гости к бабушке»,
Театрализованная деятельность «Кто, кто в теремочке живёт?», «Веселый теремок».
Дидактические, хороводные, пальчиковые игры.
|
|
|
Открытая НОД по развитию речи «Путешествие в страну сказок»
|
Театрализованное развлечение «Весёлый теремок»
|
Январь
|
Чтение сказки «Заюшкина избушка»
Рассматривание иллюстраций к сказкам.
Показ настольноготеатра «Заюшкина избушка»
НОД для детей по развитию речи: «Заюшкина избушка», «К бабушке Варварушке в гости на оладушки!»…
Театрализованная игра по сказке «Заюшкина избушка».
Театрализованное развлечение «Сказочные узелки».
Инсценировка сказки «Заюшкина избушка».
Дидактические, хороводные, пальчиковые игры.
|
|
Семинар-практикум для педагогов «Сказка глазами детей и педагогов»
|
Игротека «Театр, театр, театр» (показ самодельных театров)
|
|
Итоговый (Февраль)
|
Представление продукта деятельности
|
- Публикация в районной газете «Использование малых форм фольклора в развитии речи детей раннего возраста (из опыта работы)».
- Обобщение опыта работы на педсовете «Развитие речи детей младшего дошкольного возраста через театрализованную деятельность».
- Презентация опыта работы «Нас сказка учит говорить».
- Картотеки и сборники НОД, развлечений с элементами театрализации:
- НОД по развитию речи, театральной деятельности, ознакомлению с художественной литературой;
- Праздников и развлечений по театрализованной деятельности;
- Дидактических игр по развитию речи младших дошкольников;
- Подвижных игр;
- Хороводных игр;
- Пальчиковых игр и упражнений;
- Игровой гимнастики после сна.
- Проведение мониторинга уровня речевого развития детей
|
Результаты проекта:
У детей
- Овладение навыками выразительной, правильной речи.
- Развитие творческого потенциала, культуры речи, познавательной активности ребенка через театрализованную деятельность.
У родителей:
- Участие вместе с детьми в театрализованной деятельности.
- Активное участие родителей в воспитательно-образовательном процессе ДОУ с позиции сотрудничества.
У педагогов:
- Разработка методического и практического материала по проекту.
Вывод:
В результате своей работы, я пришла к выводу, что приобщение к устному народному творчеству (фольклору), способствует развитию связной речи детей, обогащению активного словарного запаса, развитию грамматического строя речи, правильного звукопроизношения, а также развитию творческих способностей детей, формированию любви к прекрасному, к своему народу, его обычаям, традициям, богатству языка.
Работая над развитием речи младших дошкольников, можно определенно сказать, что использование малых форм фольклора в проектной деятельности эффективно и актуально.
А.Е.Плотникова |