Главная | Регистрация | Вход | RSSВоскресенье, 19.05.2024, 01:08

Детский сад БЕРЁЗКА

г.Катайск

Меню сайта
Категории раздела
Старший воспитатель [5]
Учителя-логопеды [14]
Педагог-психолог [2]
Музыкальный руководитель [10]
Инструктор физической культуры [1]
Воспитатель изобразительной деятельности [13]
Воспитатель [51]
Статистика

Онлайн всего: 1
Гостей: 1
Пользователей: 0
Форма входа

Каталог файлов

Главная » Файлы » Воспитатель

Роль старшего поколения в социально-нравственном воспитании детей дошкольного возраста
28.03.2014, 07:03

По свидетельству психологов, педагогов и социологов, отсутствие общения со старшим поколением семьи (бабушками и дедушками) эмоционально обедняет растущую личность.

Учёные указывают на воспитательную роль дедушек и бабушек в трансляции опыта поколений (создание традиций, сохранение истории семьи, передача её младшему поколению). Нельзя преуменьшать их роль в воспитании внуков. При этом жизнь ребёнка от общения с бабушками и дедушками становится более надёжной, защищённой, устойчивой.

Я поставила перед собой задачу – показать своим воспитанникам, что их бабушки и дедушки не только хранители семейного очага, но и источник исторических знаний. Воспитать у детей качества, способствующие гармонизации их отношений со старшим поколением семьи, сформировать эмоциональные отношения дошкольников со старшими представителями семьи. Пробудить уважение и интерес к бабушкам и дедушкам, их знаниям и жизненному опыту. Одним из эффективных средств социально-нравственного воспитания является игра. Игра может быть насыщена социальным содержанием. В ней ребёнок искренне, непосредственно выражает свои мысли, чувства к близким людям. У детей появляется интерес к своей семье.

С помощью дидактической игры я формировала у ребёнка понятие, кто он в семье, учу правильно употреблять слова (сын, внук, сестра, внучка). Используя дидактическую игру «Ромашка имён» добиваюсь от детей, чтобы они по имени и отчеству называли бабушку и дедушку. А в игре «Три желания» я ставила перед детьми проблемные ситуации: «Если бы у тебя была золотая рыбка, и она могла исполнить три твоих желания, что бы ты пожелал?» (для себя или для своих близких). В этой игре я поставила цель: научить детей заботиться не только о себе, но и о бабушках, дедушках; формировала нравственно-этические качества; развивала эмпатические чувства. Для того, чтобы поднять авторитет старшего поколения в глазах ребёнка, я знакомлю детей с художественной литературой.


 

Для этого были прочитаны сказки, рассказы. Беседовала по прочитанному содержанию. На примере литературных героев формировала в детях чувство доброты, эмоциональной отзывчивости, заботу о старших.

Понятным и ценным в воспитании детей являются пословицы, поговорки о семье, стихи о бабушке.

Отбирая пословицы, я старалась учитывать, чтобы они были доступны пониманию детей. Пословицы о женщине-матери являются действенным средством воспитания, любви к самому дорогому человеку. На основе народной мудрости я пыталась сформировать у детей любовь к матери, старшему поколению.

Стихи, пословицы, поговорки дети читают на праздниках, развлечениях. Заучивание стихов о бабушке, поднимают в глазах ребёнка её авторитет. Он видит её образ в ином, социально-значимом аспекте (мать мамы, папы). Она самая старшая в доме, с ней советуются. Дети узнают, что у бабушки много обязанностей по дому.

К любому мероприятию, будь то праздник, развлечение, досуг, я стараюсь каждому ребёнку дать роль. Дети участвовали в спектаклях, инсценировках, конкурсах вместе с бабушками.

Чтобы дети глубже окунулись в мир своей семьи, я провела непосредственную образовательную деятельность «Герб моей семьи». Дети показывали свой семейный герб и рассказывали о своей семье. Очень радовало то, что на изображении герба главное место занимала бабушка. В детских рассказах прозвучало «Самая старшая в семье – бабушка». Много интересного и нового они узнали о семьях детей.

Из бесед с детьми я старалась узнать, какой они хотели бы видеть свою бабушку. В результате появился идеальный образ: добрая, умная, ласковая, нежная, весёлая и т.д. А дедушка – трудолюбивый, сильный, умный. Отдельные фразы переросли в целые рассказы. Я их записала, а затем предложила детям нарисовать своих бабушек и дедушек. Так родилась книга «Бабушку свою очень я люблю» и выставка портретов «Бабушка рядышком с дедушкой».

Таким образом, практика показывает, что дети прошли большой путь в социально-нравственном развитии, получили представления о роли бабушки и дедушки в жизни самого ребёнка и его семьи.

Дети участвуют в жизни группы, с интересом подключаются к групповым беседам, играм, делятся информацией, владеют знаниями о себе, о своей семье. В их отношении чувствуется уважение к старшим, эмоциональная отзывчивость по отношению к ним. Дети освоили первый виток спирали социального познания, стали активными субъектами эмоционально нравственных проявлений в разных видах деятельности, что является положительным результатом системы «ребёнок и его семья».

Бабушки и дедушки занимают особое место в воспитательном процессе, именно они любят своих внуков более нежно, чем своих детей. Внуки входят в их жизнь, как что-то исключительное, праздничное. От бабушек и дедушек менее всего исходит запретов и внуки, чувствуя, пользуются этим.

Семья для малыша – это мир, в котором закладываются основы морали, отношения к близким людям. Бабушка и дедушка, после мамы и папы, - самые родные для ребёнка люди.

При хороших отношениях в семье между бабушками и внуками существует эмоциональная связь и психологическая совместимость.

Иногда молодые родители не пытаются поддерживать авторитет старших в семье. Часто между людьми двух поколений происходит несогласованность во взглядах на воспитание.

Проблему разногласий между поколениями я пыталась решить, используя разнообразные формы работы.

В процессе работы я провела встречу с бабушками «Встреча с бабушкой». На встрече заметно проявилась нравственно-эмоциональная связь двух поколений, что в результате формирует уважение к старшему поколению.

Бабушки активно участвуют в мероприятиях группы и жизни детского сада. Принимали активное участие в конкурсах: «У бабушки руки золотые»,

«наряд для любимой куклы», «золотые ручки»,«юный джентльмен и маленькая принцесса»

В выставках: «Бабушкины руки не знают скуки»,«мой любимый сказочный герой»,«сказочный костюм»,«творческая семья».

В оформлении фотоальбомов: «Семейный фотоальбом», «мы с моей бабушкой вдвоём – очень весело живём».

Впервые в детском саду мною был организован конкурс «А ну-ка, бабушки». Главной задачей праздника является показать роль старшего поколения в жизни семьи, в воспитании внуков, как неоценим их опыт и любовь. Я пригласила на фестиваль всех бабушек и дедушек. Присутствовали целыми семьями. И никто не ушёл равнодушным. Взаимосвязь поколений отчётливо прослеживалась на этом конкурсе. А сколько положительных эмоций испытывали гости, участники. А дети испытывали гордость за своих бабушек. С помощью старшего поколения я формирую у детей представления о семье, о родственных связях, обязанностях. Объединение детей и взрослых способствует созданию семейных проектов «Дом, в котором я живу». Каждая семья оформила макет своего дома, на котором поместила фотографии ребёнка и членов семьи. В группе разместилась целая улица из таких домиков. А дети с удовольствием рассказывали, кто живёт в его доме. В результате получились интересные рассказы о семьях.

Оформление семейных гербов, семейных альбомов – одна из форм ознакомления с семьёй. Дети и родители составили вместе генеалогическое древо семейного рода и фамилии.

Велика роль в развитии детей театрализованной деятельности. Совместно с родителями я создала условия для театрализованных экспромтов.

Для маленьких актёров бабушки и мамы сшили разнообразные костюмы, головные уборы, другие атрибуты для показа спектаклей:

«Волк и семеро козлят», «золушка», «маша и медведь», «бабушка»,«белкин домик».

Для того, чтобы установить связь между домом и детским садом совместно с бабушками в группе я оборудовала домашнюю зону (социально-эстетическая зона). Эффект домашней обстановки я достигла путём замены стандартной мебели на уютный диванчик, коврики, подушечки, выполненные умелыми руками бабушек. Такая обстановка способствует эмоциональному раскрепощению детей.

Бабушки моих воспитанников были участниками воспитательно-эстетического процесса в группе. Совместно с бабушками я организовала выставку «бабушкины руки не знают скуки». Я старалась показать детям, что их бабушки не просто бабушки, поднять авторитет бабушки в глазах ребёнка.

Бабушки умеет вязать вещи, вышивает красивые салфетки, сочинять стихи, петь. Бабушки принимают активное участие в праздниках, развлечениях нашей группы, будь то Новый год или 8 Марта.

В ходе тематической недели «Слава хлебу на столе». Каждая семья для выставки испекла хлебобулочное изделие.

В конкурсе «Лучший пекарь» участницы-мамы и бабушки проявили талант, кулинарное мастерство.

При проведении этих мероприятий я преследовала две цели:

  • Объединить взрослых и детей общим делом.
  • Заставить родителей жить интересами детей.

Для взаимодействия со старшим поколением и родителями я использую наглядную агитацию, которую отражаю на стенде «Уголок для родителей».

На стенде помещаю объявления, фотографии с проведённых мероприятий, информацию о достижениях детей (в виде грамот, благодарностей), родителей, сотрудников, педагогический материал, брошюры, памятки.

Формой взаимодействия с семьёй является газета. Я публикую свои статьи, как в газете детского сада «Детвора», так и в районной газете «Знамя». Содержание публикаций в газетах я направляю на решение социально-нравственного воспитания детей.

Газета помогает объединить родителей, старшее поколение семьи на основе общего интереса, привлечь их внимание на воспитание детей.

В ходе работы по привлечению старшего поколения семьи в помощь молодым родителям, я сделала вывод, что бабушки активно включаются в процесс воспитания своих внуков. Не зря говорят, что «дети от венца, а внуки до конца». Забота о внуках становится «единственным светом в окне».

Многие бабушки способны понимать своих внуков лучше, чем родители. Позитивно изменилось отношение детей к старшему поколению семьи, пробудился интерес к их жизненному опыту.

Таким образом, дети получили большой запас знаний о семье, о старшем поколении. Я хочу, чтобы у детей не только сформировались нравственные чувства и алгоритм социального поведения, но и развилось положительное отношение к близким, окружающему миру, стремиться к тому, чтобы дети активно познавали мир, человеческие отношения.

Е.М.Емельянова

Категория: Воспитатель | Добавил: анна
Просмотров: 1413 | Загрузок: 0 | Рейтинг: 0.0/0
Всего комментариев: 0
Имя *:
Email *:
Код *:

ЗАВЕДУЮЩИЙ

ЛАГУНОВА
СВЕТЛАНА АЛЕКСАНДРОВНА

Copyright MyCorp © 2024
Конструктор сайтов - uCoz