Вы умеете читать?
На полке стопка книг в ярких
обложках, новеньких и пахучих… Постарайтесь, чтобы эти книги стали для ребенка
чем-то дорогим и значимым. Как этого добиться?
Прежде всего
демонстрируйте свое собственное уважение к книге. Даже в спешке не обращайтесь
с ней грубо или небрежно – малыш замечает и впитывает все.
«Рады познакомиться!»
Перед
началом чтения покажите ребенку, где книжкин домик для его детских книжек
(полочка), где домик для маминых и папиных книг (стеллаж), объясните, что у
книги есть обложка, листочки, расскажите, откуда и как мы начинаем читать и
смотреть картинки… «Кладем обложку кверху и глядим: картинки правильно лежат,
не перевернуты – значит, можно открывать и смотреть, перелистывать, не
пропуская страницы». Покажите закладку,
объясните, для чего она. Пусть закладка будет красивой – это тоже часть
культуры чтения. Можно смастерить ее с малышом.
«А это
буквы, здесь написано, и я тебе почитаю. Скоро ты сам будешь читать. У нас
много красивых больших книг!» То есть ребенок должен хорошо представлять сам
феномен книги и владеть соответствующим словарем. Разумеется, не надо
заставлять запоминать книжную терминологию – просто для того, чтобы уважать,
надо быть близко знакомым, не правда ли?
Малыш должен
испытывать интерес, предвосхищение перед встречей с книгой. Поэтому лучше, если
полочка с детскими книжками будет на виду и в распоряжении ребенка, но не в
самом доступном месте.
Вот правила
маленького читателя. Разумеется, вы сообщаете их исподволь, к месту и очень
доброжелательно:
- Не бери и
не поднимай книжку за один листок или обложку.
- А у тебя
чистые руки?
-
Переворачивай страницу за нижний уголок, не дергай – страничка может порваться.
- Не бросай
книгу. Посмотрел – положи на стол или отдай маме.
А вот
рекомендации для взрослых:
Разложите
книги ребенка по темам. Конечно, книжки о природе займут почетное место. Такая
систематизация позволит ребенку легче выбрать книжку, когда вы подойдете к
полочке, и книги в глазах крохи будут выглядеть привлекательнее и заманчивее.
«С любимыми не
расставайтесь»
Обсуждайте
книги с малышом, комментируйте их, обыгрывайте. Используйте эффект
«отсроченного впечатления», связывайте материал книги с действительностью. Увидели
кошку с котенком во дворе: «Посмотри, совсем как Тюпа и Непунька, помнишь, мы
читали?» Узнавайте книжных персонажей в каракулях ребенка или совместно с
ребенком рисуйте то, что понравилось в книжке.
Даже если у
вас много литературы дома, запишите трехлетку ( а умницу – еще пораньше) в
библиотеку и обязательно берите с собой туда. Неповторимый запах книг,
торжественная процедура сдачи книги и записи новой, волнующий поиск книги,
которую выберешь сам… Обыграйте как важное и значительное событие поездку в
книжный магазин, выбор и покупку книги. Пусть книга станет ожидаемым и самым
желанным подарком.
С вашей
помощью малыш войдет в этот мир, который останется с ним навсегда. «Нет лучше
фрегата, чем книга – домчит до любых берегов…» (Эмили Дикинсон).
Надеемся,
что волшебные фрегаты книжных страниц «домчат» вашего кроху к берегам
милосердия и любви.
Г.П.
Кабанова
|